Комментарии к рассказу Kora "Предел"


Comments Strider

После прочтения рассказа Кора "Предел" я почувствовала странный зуд в кончиках пальцев. Обычно это значило, что необходимо срочно написать отзыв, впечатление, что-то, чтобы лучше уложить все в голове. Так что в какой-то мере, я сейчас все это пишу для себя, чтобы лучше постигнуть и понять основные мысли и темы рассказа.
Итак, начнем с общего впечатления. "Вставочная" композиция, выбранная для рассказа, уже не нова (сама ее использовала многократно), но, тем не менее, весьма эффектна. На мой взгляд, это одна из самых удачных композиций, которую только можно выбрать для рассказа с напряженным сюжетом. Две реальности словно пересекаются в рассказе, входят одна в другую - два плана исторической реальности. Это временные и одновременно пространственные пласты, которые реально пересечься не могли. Сознание рассказчика их переплетает, как нити макраме, связывает воедино, сплетает единый план повествования, свободный от рамок времени и места.
Рассказчик здесь играет роль своеобразной иглы сознания, прошивающую ткань истории человечества, собирающую ее в складки, так что огонь святой инквизиции прорывается в индустриальное будущее. Рассказчик - центральная фигура в рассказе, от лица которого ведется повествование, - это ось, связующее звено. Его глазами мы видим картины прошлого и настоящего, не заглядывая в будущее (хотя это был бы неплохой, традиционный для фантаста ход. Почему он в данном случае невозможен, поймем чуть позже).
Обратимся к герою. Повествование от первого лица - это опять же наиболее удачный выбор в данном рассказе, поскольку описываются чувства, мысли, тайные желания (основным мотивом здесь будет идея Родной Души, о которой тоже чуть ниже). Кроме того, вольно или невольно, читая рассказ, написанный от первого лица, мы примеряем маску героя на себя, что заставляет нас глубже проникнуться его настроениями. Это тонкий психологический ход, которым умелый автор не замедлит воспользоваться.
Этот герой, которого мы буквально видим изнутри, потому что все его мысли у нас как на ладони, - буквально разрывается между двумя реальностями - сном и явью. Причем, сон уносит его в иной исторический период, который действительно когда-то был, но который, по всем принципам здравого смысла, герой пережить не мог. Однако, он это знает!
Видения его, которые клиньями пронзают реальность, разбивают жизнь героя на две части - его собственную и жизни тех, кем он был раньше. Я все-таки настаиваю, что это он ими был, пусть хотя бы Кора и делает упор на том, что герой - это наблюдатель. Он был ими. Одновременно наблюдая и переживая их жизни.
Герои его сновидений - всегда мужчина и женщина. Они - одни и те же, но все же разные. Они, словно по законам реинкарнации, перерождаются вновь и вновь, из времени во время. Причем, времена им каждый раз выдаются нелегкие. Каждый раз - все труднее. С каждый витком истории - все напряженнее. Счастье этих двоих было бы возможно, если бы не это время, не история, не реальность, которая их разводит по разные стороны баррикад. Но ведь это происходило не всегда! Первый раз - первобытный мужчина завоевал себе женщину - они вместе. Второй раз - рыцарь в поединке завоевал себе невесту - они вместе. Третий - в маленьком домике с розами мужчина завоевал сердце женщины - они снова были вместе. Это три случая против четырех неудачных: священник и ведьма, солдаты на поле боя - он и она, фашисткий врач-экспериментатор и женщина-еврейка, солдат во Вьетнаме и девушка с гранатой. А сколько таких эпизодов видел Наблюдатель? Неизвестно. Более того, непонятно, кого все-таки винить: время, наблюдателя или героев? Думаю, что все-таки справедливее будет сослаться на обстоятельства, которые, как известно, сильнее нас. Наблюдатель, на мой взгляд - и вовсе фигура пассивная, иначе бы он и назывался не Наблюдатель, а Куратор. Он, как мне кажется, ничего сделать не может изначально, а просто служит связующим звеном между временами. Так что я склонна считать, что Двое были счастливы лишь тогда, когда им это позволяло их время. В иное врея они могли даже не понимать, что они - Родные Души.
Об этом - чуть подробнее. Родная Душа (в тексте автора - с большой буквы) - это лейтмотив всего произведения. Есть мужчина и есть женщина, которые созданы друг для друга. Зеркальные близнецы, которые читают свои души, как раскрытую книгу. Если они будут вместе - это их самодостаточное счастье. Они не могут быть друг к другу нейтральными. Они, словно заряженные частицы, притягиваются друг к другу - на счастье или на беду. Они могут быть какими угодно по отношению друг к другу, только не нейтральными.
В остальном же их отношения можно охарактеризовать словом "любовь", только не в повседневном, опошленном варианте, а в первозданно-чистом, которое ныне почит утеряно.
В конце рассказа, как мне думается, мир, все-таки погиб. Каким образом в живых остались эти двое - рассказчик и его "друг" Марина - неизвестно. Может, это чудо, может - случайность. Тем не менее, если бы началась ядерная война, на Земле умерло бы все живое, поэтому будем считать, что мир погиб. История превратилась в змею, укусившую-таки собственный хвост. Кольцо замкнулось. Дальше- или ничего, или - все по кругу: снова кусочик белка, проорганизмы и так далее. Но скорее, все-таки -ничего. Надежды, что возродится человечество и повторится цикл эволюции, нет. Слишком мала вероятность. История Двоих закончилась?
В реальности, которую мы видели глазами рассказчика, Наблюдатель и Мужчина соединились в одно. Ранее Наблюдатель видел все как бы "изнутри" - и Мужчину, и Женщину. Теперь - он Один и вновь, на грани смерти, переживает собственные прежние жизни. Говорят, что перед смертью, вся жизнь проносится перед глазами. Не то же самое ли было и у героя? Просто его жизнь было протяженностью во всю историю человечества. Что же он, предчувствовал настоящую, последнюю смерть? После которой он уже не возродится - просто не в ком будет. Что же тогда значили слова Марины, его Родной Души, адресованные ему: "Найди меня там". Просто они ушли в абсолютно другую реальность (только там, вполне возможно, они и могли быть вместе навсегда), где уже не будет того, что разлучало их столетиями. Двое рука об руку дошли до конца мира, разрушили его своими руками - и ушли за грань, за которую раньше уйти не могли, возрождаясь в новых телах. Возможно ли это?
Почему же в последний раз герой, он же Наблюдатель, не видел все и глазами Марины, его Родной Души? Лично я склоняюсь к тому, что Наблюдатель - это понятие условное, придуманное самим героем, дабы объяснить свои путешествия по предыдущим жизням, Он и не мог справиться, потому что он просто не имел права что-либо исправлять! Он просто видел всю свою предыдующую жизнь на пути к последней смерти...
Возможно, умирая в своем мире, Двое становились Одним на краткий период времени. Именно поэтому герой мог видеть происшедшие давно события глазами двоих. А в настоящей реальности, которую он еще не прожил до конца, он этого сделать просто не мог - они еще были двумя разрозненными половинами, а не Одним целым. Я уверена - у Марины были те же видения, что и у героя, недаром она вспомнила перед смертью домик в розами - единственное видение, про которое герой не рассказал ей. Она, так же, как и он, прожила свою тысячу жизней за несколько недель. И Она понимала больше, чем Он в этой каше призраков их прошлых жизней. И она знала, что это - их последняя ступень на пути в вечность. "Найди меня там" - в другом мире, который мы привыкли называть "небеса"...
Концовка рассказа остается открытой - они ушли в иной план бытия, а что их ждет там - неизвестно. Оставив выжженную планету, которую уничтожили сами же, пытаясь решить свой внутренний конфликт. Ведомые раздирающими душу эмоциями, которые обычному человеку просто не под силу вынести, они подменили любовь соперничеством. Это их слабость, подчинение обстоятельствам. И они, уничтожив все живое, остались вдвоем - вспомнить все, что было в этом мире, перед тем, как оставить его навсегда. Их любовь оказалась слишком велика для этого мирка, полного ненависти и злобы. Эта любовь просто убила мир...

Все вышесказанное является просто моими домыслами, которые не докажешь никак, и которые, возможно, не совпадают даже с мнением самого автора. После вышесказанного не думаю, что стоит разбирать выразительные средства и тропы, использованные в тексте, тем более, что Кора - это автор, для которого более важна суть, а не содежание. Пара неточностей в подборе слов, я думаю, простительна. Резюме: рассказ сильный и наталкивает на серьезные глубокие размышления, хотя, несомненно, в нем находят больше, чем туда вложил сам автор. Это не камень в огород, это - комплимент. На мой взгляд, это самое удачное произведение Kora на сегодняшний день. Всего хорошего и творческих успехов.

Strider


Comments Yarna

Как и обещала, я пишу отзыв на «Предел», как профессиональный дилетант :-). Самое трудное – это начать писать критику, справедливую критику, на творение своего друга. Как только я открыла документ, мне сразу вспомнились слова своей наставницы на журналистском поприще: «Начинай сначала с похвалы, а затем переходите уже к менее приятным моментам». Но я поступлю вопреки её совету ;-).
Итак, начнём не с самого приятного. Да, я соглашусь с Эрелионом, который в форуме написал, что нужно подправить фразы на английском. Да, я согласна с Girl, которая просила написать перевод в скобках, ведь не все знают English хорошо, и далеко не каждый тут же кинется к словарю, чтобы понять, о чём идёт речь в рассказе. Что же касается симптомов, то тут я опять же согласна с Эрелионом: для рассказа это не так важно. Хотя спрашивала у знакомой медсестры на счёт этого вопроса, и она посоветовала заглянуть в «медицину катастроф». Поэтому опускаем этот вопрос :-).
Как могли оказаться представители двух воюющих сторон вместе? Да как угодно! Она ведь учёный и могла приехать на какую-нибудь конференцию, или же сотрудничала с русскими учёными или же исследовала что-то. Просто оба они – жертвы обстоятельств.
А вот на счёт «Чернобыля№2» я не согласна, всё написано именно так, как должно быть. И в отношении этого вопроса ничего менять не надо. Нам, читателям, неизвестны масштабы той войны. Мы знаем только, что с лица Земли был стёрт целый город, крупный мегаполис... Вот вам и «Чернобыль№2». Может, на планете погибло почти всё живое, может, только один город. Никто не может с точностью предугадать последствия ядерной войны, однако какими бы они ни были, всё равно даже один взрыв останется ярким отпечатком в истории, если только будет кому потом хранить и писать эту историю.
Но я только не пойму одного: как могло противостояние двух держав свестись к банальному сведению счётов их президентов. Президент не принадлежит самому себе, он не имеет права на эмоции в подобные моменты. Даже если это две Родные Души, связанные друг с другом, они не могут принимать решения на горячую голову. Хотя я не разбираюсь в политике, но мне кажется, что подобное вряд ли может случиться. В политике нет чувств, даже если они и есть, то это всего лишь маски и притворство, либо кроются за этими личинами. Хотя, может быть, я и не права.
Но, пожалуй, уйдём от страшной реальности и обратимся к проблемам души. Можно написать целый трактат о мужчине и женщине, посоревноваться в объёме с многотомником собраний сочинений Ленина, исписав километры бумаги на тему Родной Души, но всё равно никто и никогда не напишет всего, что только можно написать и не передаст всего, что только можно передать о ней. Это огромная тайна, до конца никому не раскрывающаяся.
Это Любовь? Здесь Она возможна... Но, как мне кажется, это, прежде всего, связь - лайкровая нить, кажущаяся такой хрупкой и непрочной, но способная порезать руку до крови посягнувшему на её целостность.
Так же, как и Любовь, и Дружба, и Счастье, Родная Душа – понятие для каждого сугубо индивидуальное. Мне жалко тех людей, которые не нашли Родную Душу и всячески отрицают её существование, потому что в глубине души эти люди несчастны.
Так кто же Марина, и кто главный герой, имени которого мы не знаем? Какова их суть? Кем они приходятся друг другу? Kora в начале рассказа чётко подчеркивает, что они друзья. Потом мы узнаём, что на много миль вокруг они единственные живые люди. На протяжении всего их пути между ними существует та самая связь Родных Душ, о которой мы узнаём не сразу. Марина ведёт себя отстранёно, уходит в себя. Потому что она устала? Потому что она умирает? А может, потому, что она уже не здесь. Мы чувствуем физическое её присутствие и лишь временами – духовное, когда она утешает единственного друга во всей земле, во всём погибшем мире, распростёршемся на много-много миль.
Но во всё время путешествия она была ближе, чем можно даже предположить. У меня возникло такое ощущение, что она если не видела, то чувствовала какую-то толику переживаний друга, когда он погружался в видения. И однажды смогла повлиять на то, что он видит. А может, она вовсе и не влияла. Может, между ними установилась такая прочная связь, что собственными силами они сумели оказаться так близко друг к другу, что души их соединились воедино. Они приблизились к своему освобождению из плена тел и физической смерти...
Очень тяжело читать последний эпизод. Смерть – логическое завершение жизни. Но это только лишь физическая смерть, и она является концом жизни земной, жизни бренной. Они оба ушли в вечность, чтобы снова обрести друг друга.
Я надеюсь, вы меня простите, но всё же прибегну к терминологии и приёмам литературного анализа. На то я и дракон, натасканный на литературу и привыкший работать с текстом :-). Однако я постараюсь не обременить критику этими дурацкими клише, по которым нас всех, несчастных, заставляют/заставляли писать в школе анализы и сочинения по лит-ре.
Композиция рассказа постороена довольно интересным образом. Kora, я уже писала это тебе в письме, но, позволь, повторюсь и расскажу и своих наблюдениях.
Видения главного героя напоминают какой-то абстрактный график. Здесь мы видим взаимоотношения между мужчиной и женщиной. В первых видениях инь и янь не борются друг против друга. Наоборот, мужчина сражается с противником за свою Родную Душу. Здесь, я думаю, работает механизм природы: победителю достаётся всё.
Но далее этот механизм опровергается, когда священник сжигает «ведьму» на костре. Никто не вышел из этого противостояния победителем, потому как священник победил в сражении, но проиграл в войне: он потерял часть себя, самого себя, уничтожив свою РД. А Хранитель впервые на протяжении рассказа потерпел фиаско, хотя от него в этих видениях мало что зависит – он несколько пассивен.
Далее борьба нарстает, переходит в полное, открытое противостояние мужчины и женщины. Да. Они все были жертвами времени и обстоятельств. Война заставила тех двоих убивать. Завершилось ведение смертью мужчины, заколотого женщиной, Родной Душой.
В следующем видении опять неравные условия. И увот на этом моменте мне хотелось бы особенно заострить внимание. Кажется, что здесь и не пахнет РД, когда доктор убивает несчастную еврейку. Он делает это без капли сожаления, без единого колебания, словно знает, что именно она должна умереть. Однако между ними тоже есть связь. Он – душевный калека, она – его беззащитная жертва. Оба по-своему слабы. Однако оба так и не познали единения. Хранитель снова проиграл.
В следующем видении события происходят во время войны в Корее или Вьетнаме. Фраза «мы едины» не заставляет даже сомневаться в этом. Оба были в равных условиях, оба погибли практически одновременно.
Если пропустить тот эпизод, где герой видел теперь уже свою РД, то в последнем видении мы наблюдаем такую картину: снова практически равные условия. Противостоят два президента, но я думаю, это скорее стычка двух людей, чем политическая борьба. У женщины есть некоторый перевес в силе. Однако в рассказе это даже не имеет особого значения, у кого перевес: у инь или у янь. Они – часть единого целого. Они – Родные Души. Не важно, кто сильнее. Важно, есть ли единение.
Вернёмся эпизоду с РД главного героя. Это видение резко отличается от остальных. Здесь нет борьбы, боли, страха. Здесь нет страшных обстоятельств, вынуждающих стоять по разные стороны баррикад. Здесь только мир, покой и гармония. Здесь полное единение Родных Душ.
Но гибель Марины, казалось бы, рушит это единение. Последими словами умирающего героя были: «Хранитель – я опять не справился…» Но так ли это на самом деле? Я думаю, это не совсем так. Ведь оба ушли в вечность. Марина перед смертью просила его найти её «там». И я думаю, они снова будут вместе, потому что между Родными Душами существует нерушимая связь, подобная тонкой блестящей лайкровой нити.

P.S.: в заключение я хочу сказать то, что часто в последнее время говорю: всё это – моё IMHO, с ним можно не считаться ;-).

Yarna


Strider in the night (C) 2001-2002



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz